Оформление процедуры продажи квартиры

Содержание

Процедура продажи квартиры не так уж сложна, но требует определенной последовательности и четкости. Если вы продаете недвижимость впервые, то наверняка задались вопросом «с чего начать?». В этой статье мы расскажем обо всех предстоящих этапах, списке необходимых документов, расходах, процессе составления договора и разных нюансах.

Какими законами регламентируется продажа квартир в Украине?

Законодательство Украины четко регламентирует процесс проведения продажи и покупки недвижимости. В Гражданском кодексе ищите подробное ее описание с указанием списка необходимых документов и всех возможных нюансов. В Налоговом кодексе зафиксированы суммы всех налогов и сборов. А все, что касается нотариального оформления, регламентируется инструкцией Минфина «Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины».

Что такое договор купли-продажи?

оформление операций с недвижимостью

Договор купли-продажи – это документ, заверенный нотариусом и имеющий юридическую силу, в котором зафиксирован факт перехода права собственности от одного лица к другому. После его подписания необходимо внести информацию о новом собственнике в электронный реестр недвижимости и можно спокойно праздновать новоселье.

Договор купли-продажи заключают, чтобы оформить передачу имущества от продавца покупателю и не важно, это «первичка» или «вторичка».

В любом случае в нем указывается такая информация:

  • Данные продавца и покупателя с указанием серии и номера паспортов и идентификационных кодов для физических лиц и реквизитов для юридических.
  • Дата заключения договора.
  • Технические характеристики квартиры: ее адрес, планировка, площадь.
  • Вид собственности.
  • Название документа, подтверждающее право собственности на имущество.
  • Сумма оценки недвижимости.
  • Полная стоимость квартиры, а также описание того, в какой валюте и каким способом будет производиться расчет.
  • Адрес нотариальной конторы, ФИО нотариуса его подпись.

В договор также записываются все другие нюансы сделки. Например, когда из квартиры выселяться все проживающие, кто будет оплачивать коммунальные в этот период, кто будет оплачивать услуги нотариуса и т.д.

Какие документы нужны для продажи квартиры?

Чтобы продать квартиру владелец готовит пакет документов и со всеми их оригиналами приходит к нотариусу. В зависимости от обстоятельств, в списке будут следующие пункты:

  • Документ, который подтверждает право собственности
  • Выписка с реестра
  • Паспорта и идентификационные коды собственников
  • Свидетельства о браке жены или мужа собственника
  • Согласие мужа или жены собственника на продажу имущества. Исключение составляют случаи, когда имущество подарено, получено по наследству или куплено еще до вступления в брак.
  • Разрешение опекунского или попечительного совета, если собственник ребенок или недееспособное лицо
  • Справка о составе семьи
  • Оценка квартиры
  • Технический паспорт
  • Выписка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам
  • Справка из банка об открытии счета, если платеж будет больше 50 000 грн.

документы для продажи квартиры на вторичном рынке

Расскажем немного подробнее о некоторых из документов для продажи недвижимости.

К документам, подтверждающим право собственности относятся: договор-купли продажи квартиры, подтверждающий ваше приобретение недвижимости;

свидетельство о праве собственности, в том числе если она была получена по наследству, в результате дарения или по договору мены; решение суда, согласно которому квартира принадлежит вам.

Оригинал любого из этих документов должен быть на руках, а его данные внесены в Государственный реестр вещных прав на недвижимость. Если право собственности было зарегистрировано до 2013 года, то дополнительно придется получить справку из БТИ, так как в этот период информация не фиксировалась в электронном реестре.

Выписка из Государственного реестра прав на недвижимость. Её можно получить не выходя из дома, для этого нужно зарегистрироваться на странице Кабинета электронных сервисов на сайте Министерства юстиций Украины и следовать пошаговой инструкции: ввести необходимые данные, оплатить сбор 20 грн., получить необходимую информацию на свой электронный адрес.

Согласие мужа или жены собственника на продажу. Если это совместно нажитое имущество, то супруги не имеют право единолично совершать продажу недвижимости. Именно поэтому создается письменное заявление, заверенное нотариусом, которое подтверждает, что муж или жена не имеют возражений относительно сделки.

Разрешение опекунского или попечительного совета. Этот документ для продажи квартиры нужен в тех случаях, когда совладельцем собственности является несовершеннолетний. Что делать? Обратиться в Опекунский совет по месту жительства и предоставить следующие документы: согласие родителей на продажу недвижимости, справку о составе семьи, техпаспорт квартиры, выписку из государственного реестра, паспорта всех собственников имущества. После этого будет выдано официальное письменное разрешение.

Справка о составе семьи. До середины 2019 года она имела такое название и предоставлялась в ЖЭКе, но согласно приказу Министерства социальной политики Украины №1106 от 17 июля 2019 года, документ был переименован на «справку о количестве зарегистрированных лиц в жилом помещении» и выдают ее по предварительной записи в Центрах предоставления административных услуг. Там же вы можете получить выписку об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

справка про состав семьи

Оценка квартиры. Поскольку любая сделка купли-продажи недвижимости подлежит налогообложению, прежде чем ее совершить, нужно получить справку об оценочной стоимости жилья. Сделать это можно с помощью Единой базы реестров.

Предположительно с лета 2020 года доступ к ней будут иметь все граждане страны и после заполнения онлайн-формы, система рассчитает цену автоматически, а затем бесплатно выдаст данные об оценке.

В случае, если владелец недвижимости не согласен с предлагаемой суммой, он сможет заказать услугу у независимого оценщика. Специалист зарегистрирует свой отчет, который станет основой для сделки. Но учтите, что разница между автоматической оценкой квартиры и результатом оценщика не может составлять более 25%.

Как проходит оформление договора купли-продажи?

Как проходит оформление договора купли-продажи

Оформляет договор купли-продажи нотариус. Лучше, если вы сами подберете нотариальную контору, чтобы минимизировать риски.

Процедура оформление купли продажи квартиры в 2020 следующая:

  1. Продавец и покупатель готовят и подают нотариусу необходимые документы
  2. Нотариус составляет договор и дает сторонам для ознакомления и уточнения
  3. Стороны проверяют правильность внесения информации в договор
  4. Супруги сторон, если они есть, подписывают согласие на совершение сделки
  5. Стороны оплачивают все налоги и платежи
  6. Проводится передача денег от покупателя продавцу
  7. Нотариус заверяет договор купли-продажи и вносит данные в реестр государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество

Согласно последним изменениям законодательства регистрация права собственности на недвижимость в Украине проводится нотариусом через интернет-портал.

В результате вы на руки получаете оригинал и заверенную копию договора купли-продажи, выписку с реестра, технический паспорт на квартиру и ключи.

Что такое предварительный договор купли-продажи квартиры и в каких случаях он оформляется?

Предположим, прошла встреча с потенциальным покупателем, обе стороны довольны и заинтересованы в сделке, но продавец не успел получить несколько необходимых документов для ее совершения, а покупатель рассчитывал на меньшую стоимость и ему нужно время, чтобы собрать недостающую сумму.

В таком случае идеальным вариантом будет составление предварительного договора купли-продажи. В этом документе обе стороны закрепляют свои обязательства перед друг другом и прописывают все нюансы: сроки заключения сделки, сумму внесенного задатка, конечную стоимость квартиры и т.д.

Также можно прописать, что в случае, если покупатель откажется от приобретения, задаток остается продавцу. И наоборот, если продавец передумает, то ему придется заплатить сумму в размере 2 задатков.

Согласно статье 635 Гражданского кодекса Украины, соглашение должно быть заверено нотариально для вступления в силу.

Налоги при продаже квартиры

Владелец имущества, продавая его, получает прибыль, поэтому вырученная сумма облагается налогом на доходы физических лиц, который составляет 5% от стоимости квартиры и военным сбором в размере 1,5%.

Налог не взимается в следующих двух случаях:

  1. Квартира принадлежит ее владельцу на протяжении не менее 3 лет и это первый его договор купли-продажи в текущем году.
  2. Недвижимость была получена по наследству.

Вы как покупатель вынуждены будете заплатить 1% от стоимости имущества в пенсионный фонд (статья 4 закона № 400/97-вр «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование»).

Для того, чтобы продажа квартиры прошла легко и безболезненно, нужно заранее позаботиться о наличии всех необходимых документов, согласии совладельцев, отсутствии коммунальных задолженностей, получении разрешений и поиске надежного нотариуса. Это поможет ускорить процесс и станет залогом успешной сделки.

Читайте также: